Понятие о монтаже строительных конструкций

Понятие о монтаже строительных конструкций

При строительстве промышленных и гражданских зданий и сооружений производится монтаж сборных строительных конструкций (из металла, бетона, железобетона и древесины); технологического, энергетического, транспортного, санитарно-технического оборудования и технологических коммуникаций; средств автоматики и контрольно-измерительной аппаратуры; электромонтаж и др.

Существенное значение имеет доставка элементов сборных конструкций с заводов на строительные площадки различными видами транспорта.

При монтаже дома по графику нет необходимости запасать конструкции и детали, хранить их на складах. В результате строители избавились от трудоемких и совершенно излишних погрузоч — но-разгрузочных работ, а грузоподъемные машины, с помощью которых осуществляется монтаж домов, получили самую производительную, равномерную загрузку. Как правило, панелевозы, перевозящие железобетонные элементы, состоят из тягача и прицепной тележки. На стройплощадке груженую тележку отцепляют, присоединяют к тягачу порожнюю (на это затрачивается не более 10 мин), и он отправляется за новой партией изделий.

Работы по монтажу строительных конструкций состоят из взаимосвязанных строительных процессов и операций, к которым помимо собственно монтажных процессов относятся также транспортные и подготовительные. Кроме того, сюда относятся работы по устройству подмостей, подготовке строительной площадки и объекта к монтажу конструкций.

К подготовительным работам по монтажу строительных конструкций относится подготовка строительных площадок и объектов строительства к монтажным работам. Состав подготовительных работ зависит от характера конструкций возводимых зданий и способов производства работ. На строительство элементы сборных конструкций доставляются поэлементно, укрупненными блоками, частями элементов — отправочными марками или отдельными стержнями, листами и т. п. Для доставки сборных конструкций используют рельсовый, безрельсовый (автомобильный и тракторный), водный и воздушный виды транспорта.

а — общий вид блока; б — расположение блока в плане; 1 — стойка кондуктора; 2 — лежни кондуктора; 3— колонны; в — монтажное усиление ферм;

Принятые конструкции сортируют и укладывают на складе по объектам и маркам, сверяют их с накладными и регистрируют в журнале или комплектовочной ведомости. При наличии монтажных схем учет поступивших конструкций ведут и по этим схемам.

До подъема и установки конструкций в проектное положение элементы сборных конструкций подготавливают к монтажу на складах или на земле у мест монтажа.

Укрупнительная сборка конструкций наиболее часто применяется в тех случаях, когда элементы конструкций из-за их габаритных размеров или массы не могут доставляться с заводов в целом виде.

До подъема элементов проверяют, восстанавливают или наносят заново осевые риски, по которым в дальнейшем устанавливают элементы.

Элементы сборных конструкций устанавливают в проектное положение различными способами . Наиболее распространенным является подъем их с отрывом от земли и горизонтальным перемещением к месту установки. Такой способ монтажа применяется в тех случаях, когда грузоподъемность кранового оборудования равна или превышает массу монтируемого элемента со строповкой. В тех случаях, когда способы строповки не могут обеспечить устойчивости монтируемых элементов в целом или их отдельных стержней при подъеме и монтаже, используется временное усиление элементов конструкций.

Для обеспечения безопасности работы монтажников на высоте и для подъема их к рабочим местам сооружают подмости, лестницы и другие временные приспособления.

На выбор способа монтажа оказывает влияние большое число факторов, а именно: вид, размеры и масса монтируемых элементов; размеры объектов, на которых осуществляют монтаж; высотные отметки опирания элементов конструкций; способы подачи, складирования и раскладки элементов у места монтажа; возможность получения грузоподъемного оборудования для подъема наиболее тяжелых элементов; местные условия строительной площадки.